Moscow Exchange IPO Guide

Preparing for
an IPO

«For a company and its shareholders an IPO is a natural evolutionary stage which creates new impetus for future business development and transparency»

PART 1. KEY STEPS TOWARDS PREPARING AND LAUNCHING AN IPO

Chapter 1. What Is an IPO?

An IPO is an initial public offering of a company’s stocks to a broad investor community, which involves establishment of listing and initiation of trading on a stock exchange. Following an IPO, the issuer obtains a floatation of its stock and publicly-available real-time market quotes: the company becomes public.

The first references to a public offering mechanism date back to Ancient Rome. The twentieth century saw demand for IPOs skyrocketing against the backdrop of an expanding global economy and faster communication. An IPO is now seen as a milestone in the development of many corporates. The global IPO market reached a record USD373 billion in 2007 and amounted to USD195 billion in 2013.

Commonly, a successful IPO is preceded by extensive preparations – costly and time-consuming, aiming to have the company meet best market practice, appreciated by a broad investor community. The preparatory stage will also include presentations and information disclosure.

I. Why Go Public?

An IPO represents a logical growth stage for a company and its shareholders: it serves to create further momentum for development and to improve the transparency of the existing business structure. Going public entails multiple changes in the established approach to operations and management. When launching an IPO, companies normally look to achieve one or more of the following goals:

  • To raise additional capital for the company from a wide range of investors;
  • To obtain fair market valuation for the assets;
  • To add liquidity to the assets of current shareholders;
  • To give current shareholders an opportunity to monetize (fully or partially) their holdings in the company;
  • To make the company’s shares publicly traded and subsequently acceptable as M&A currency;
  • To improve corporate governance and transparency in the company, and to establish comprehensive management control mechanisms;
  • To implement management incentive programmes;
  • To curb the cost of borrowing.

Chapter 2. IPO Success Factors

The issuer’s preparation work is key to conducting a successful IPO: the company assesses expected benefits from the placement and the required business resources for the project completion, and implements internal changes that are necessary to be publicly traded. Preparations normally start well ahead of the offering itself and continue until the project is completed.

The key success factors of an IPO include:

  • Appealing equity story:
    • Growth / cash flow generation prospects;
    • Clear and achievable development strategy;
    • Seasoned and strong management team;
    • Strong positioning versus competitors.
  • Issuer’s “homework”:
    • Available audited financial statements for the previous three years;
    • Transparent legal ownership structure;
    • Consolidation of all existing profit centres and cash flows;
    • High standards of corporate governance;
    • High standards of information disclosure;
    • Engagement of an effective pool of banks to manage the IPO;
    • Engagement of other professional advisors (auditors, legal counsels, PR agent, etc.);
  • Elaboration of most appropriate structure and key parameters of the offering:
    • Suitable timing for launching the IPO;
    • Offering size;
    • Primary / secondary components split;
    • Size of the retail placement tranche (if any);
    • Post-IPO lock-up period;
    • Possibility of offering shares in the US under the 144A regulation;
    • Price stabilisation mechanism (greenshoe).
  • Effective preparation process:
    • Competent day-to-day project running and documentation drafting together with other engaged professional advisers;
    • Obtainment of required regulatory approvals and consents;
    • Listing on Moscow Stock Exchange;
    • Presentation of the corporate equity story to a broad investor community;
    • Post-IPO research and secondary-market support.

Effective IPO preparations require the advisory support of independent financial advisers and cooperation with Moscow Exchange.

Chapter 3. Optimum IPO Structure

The optimal offering structure is crucial for the success of the IPO, but it is important that it can be re-adjusted in the course of preparing for the offering based on investor feedback and existing equity market environment. As an example, the overall offering size or its primary component can be revised upward.

The effective offering size depends on the expected asset valuation, the market’s ability to digest the proposed amount, and the minimum liquidity level required by investors. Historically, IPOs on Moscow Exchange have varied from RUB3 billion to more than RUB270 billion.

The free-float is a function of the offering size and the company’s valuation, but a Moscow Exchange listing will require the free-float to make up at least 10% of the company’s total outstanding shares. The free-float includes IPO stocks plus minority non-strategic shareholdings, not subject to post-IPO lock-up.

The larger the offering and the free-float, the better the stock liquidity, which implies faster turnover, greater stock supply on the market, and eventually – all other things equal – higher market valuation.

Another important aspect of the offering is the primary / secondary split, i.e. the proportion of newly-issued shares and existing stocks to be sold by current shareholders, which is subject to the company’s requirement of additional capital and its development goals.

Historically, IPOs on the Russian equity market include both primary and secondary components with their ratio averaging 50/50 since 2007.

Chapter 4. Key Parties and Work Streams in IPO Preparation

IPO preparation and implementation is a complicated process, demanding coordinated efforts of multiple parties.

The company’s management play the pivotal role in IPO preparation: they are responsible for the appointment of the banks’ syndicate and other advisers, for internal corporate improvements; provide information for due diligence, for preparation of the offering prospectus and marketing materials; navigate external communications, and operate as ultimate decision-makers.

Investment banks / bookrunners manage the project on daily basis, advise on the deal structuring, and coordinate preparations for the IPO, including the following:

  • Due diligence;
  • Prospectus and information memorandum drafting;
  • Preparation of marketing materials;
  • Elaboration of equity story;
  • Business valuation;
  • Arrangement of the management roadshow
  • Collection of investor orders;
  • Advisory support in pricing;
  • Settlements between investors and the issuer/shareholders.

Legal counsels provide legal support and play the main role in legal due diligence, drafting of the IPO prospectus and information memorandum, and preparation of other agreements and opinions.

Auditors take care of financial statements, advise on financial disclosure and audit issues, and prepare the comfort letter.

PR agent undertakes liaison with the media in the context of the offering and subsequent IR events.

Financial printers set up printing and distribution of the information memorandum (its preliminary and final version).

Chapter 5. IPO Process

1. Optimum timing for the offering

There are four traditional IPO windows (see Chart 4).

The auditor’s opinion is usually provided for financial statements issued for the period ended 135 days earlier maximum: this places restrictions on the available timing windows for the share placement. Respective deadlines for 135 days’ old financial statements fall on 12 February, 15 May, 12 August, and 12 November.

In every single case, the IPO timing will depend on the dates when the company’s financial statements are prepared and issued. Fair consideration is normally given to the business cyclicality and equity market environment.

2. Offering preparation schedule

Most active preparations for the IPO launch span from 5 to 7 months, depending on what extent the issuer meets existing investor requirements, while the preliminary stage is sometimes started more than a year before the offering. A well-planned preparation schedule helps save the management’s time and ensures perfect investor contact and feedback.

IPO preparations normally consist of two major parts: the preliminary stage and the public stage, effectively divided by the company’s announcement of its intention to go public(Intention to Float). This announcement triggers extensive coverage of the coming placement in the media with research analysts from bookrunners starting to arrange meetings with investors in order to present independent research outlooks.

Preparation of IPO prospectus
and information memorandum, due diligence

At the preliminary stage, investment banks together with legal counsels and the issuer perform due diligence, prepare the IPO prospectus and information memorandum.

In tandem with its financial and legal advisors, the company prepares the IPO prospectus, containing all the necessary information about the company and describing the transaction structure as required by Russian law. The prospectus is to be registered with the Bank of Russia and represents one of the key documents required for a Moscow Exchange listing.

Looking to attract more shareholders from international markets, corporations also prepare a separate marketing document – information memorandum, providing all the core information about the company for potential investors.

The information memorandum drafting takes up to 10–12 weeks and entails extensive involvement of the company’s management. Preparation of the memorandum is the responsibility of legal counsels bookrunners yet it requires hands-on assistance from management. Please see a detailed description of the information memorandum structure on the page.

Due diligence aims to provide a fair, non-biased view of the company and a clear understanding of its operations. Every party involved in the IPO preparations is responsible for its respective aspect of due diligence: legal counsels verify the good title to business, auditors perform financial due diligence and bookrunners examine the sustainability of operations and conduct multiple stress tests.

Bookrunners thoroughly examine the company of behalf of potential investors, so that they are comfortable about the consistent nature of the company’s business. Information is collected among other things by way of arranging site visits, interviewing the management team, suppliers, and customers.

4. Public marketing

Preparation of marketing materials

The main marketing materials of an IPO are:

  • Research report;
  • Roadshow management presentation;
  • Information memorandum.

Marketing begins with detailed business presentations for independent research representatives of the bookrunners (analyst presentation). Based on the information obtained, research analysts deliver an independent business valuation and provide an investment outlook to be further presented to potential investors.

The intention to float is followed by a research analyst roadshow, involving the publication and distribution of the research report, an independent analytical document.

Of paramount importance for a successful offering are management (and sometimes shareholder) meetings with potential investors, as part of the management roadshow . The roadshow is launched immediately following the announcement of the IPO price guidance and lasts for up to two weeks. One-on-one meetings with investor representatives are aimed at providing a detailed business and strategy presentation, to establish good-natured and solid relationships among stakeholders in the company and its potential future shareholders, and to prove management’s capability to accomplish the company’s mission.

The management team on the roadshow usually consists of the CEO and CFO plus some other key members of the company’s management. In a series of meetings with investors, they represent the company’s equity story. In parallel, bookrunners collect purchase orders from investors.

Following the roadshow the issuer together with shareholders and in consultation with the IPO managers determine the offering price and allocate shares among the pool of investors that participated in the IPO.

From then on, the IPO is successfully completed, and the company turns a new page in its history, becoming a public company.

Руководство для эмитента 

Подготовка
к IPO

«Для компании и ее акционеров IPO является естественным этапом эволюции, который призван придать новый импульс на будущее развитие и транспарентность построенного бизнеса»

Раздел 1. Основные шаги подготовки и проведения IPO

Глава 1. Что такое IPO

2

Подготовка к IPO

IPO (от англ. Initial Public Offering) — первичное публичное предложение акций компании широкому кругу инвесторов, сопряженное с получением листинга и началом торгов на фондовой бирже. После совершения IPO акции эмитента могут свободно торговаться на фондовом рынке, а также обладают рыночной оценкой в режиме реального времени, доступной широкой публике, а сама компания называется публичной.

Первые упоминания о применении принципа публичного размещения относят к Древнему Риму. В XX веке, с ростом мировой экономики, а также с ускорением передачи информации, рынок IPO стал пользоваться повышенным спросом и прочно занял определенную нишу как инструмент на пути развития любой компании. В 2007 году мировой рынок IPO составил рекордные 373 млрд долл., а в 2013 году — 195 млрд долл.

Как правило, успешному IPO предшествует длительный процесс подготовки, поглощающий существенные временные и финансовые ресурсы. Он направлен на приведение компании к лучшим стандартам рынка, признаваемым широким кругом инвесторов, а также на последующую деятельность по презентации и раскрытию информации.

1. Зачем компании делают IPO

Для компании и ее акционеров IPO является естественным этапом эволюции, который призван придать новый импульс на будущее развитие и транспарентность построенного бизнеса. Становление в качестве публичной компании привносит целый ряд изменений в привычный уклад ведения управления. Среди основных целей, преследуемых компаниями при выходе на публичный рынок, выделяются:

  • привлечение нового капитала в компанию от широкого круга инвесторов;
  • получение объективной рыночной оценки актива;
  • создание ликвидности активов существующих акционеров;
  • обеспечение возможности существующим акционерам продать (частично или полностью) свою долю в компании;
  • получение эмитентом торгуемых акций, которые могут быть использованы для осуществления сделок по слиянию и поглощению;
  • улучшение стандартов корпоративного управления компании, увеличение прозрачности и создание механизма широкого контроля над деятельностью менеджмента эмитента;
  • опционные программы для менеджмента;
  • снижение стоимости долга.

Глава 2. Факторы успешного IPO

Залогом успешного IPO является предварительная подготовительная работа эмитента, включающая анализ ожидаемой выгоды от размещения, необходимых ресурсов для успешного завершения проекта, а также внутренняя подготовка к переходу в стан публичных компаний. Подготовительная работа, как правило, начинается задолго до начала активной фазы предложения и ведется вплоть до дня завершения процесса.

Основными факторами для успешного осуществления IPO считаются:

  • привлекательная инвестиционная история:
    • перспективы роста/генерации денежных потоков;
    • ясная и достижимая стратегия развития;
    • опытный, сильный менеджмент;
    • сильное позиционирование относительно конкурентов;
  • подготовительная работа эмитента:
    • наличие аудированной финансовой отчетности за последние три года;
    • юридически прозрачная структура собственности;
    • консолидация всех центров прибыли и денежных потоков;
    • высокие стандарты корпоративного управления;
    • высокие стандарты раскрытия информации;
    • привлечение оптимального пула банков-организаторов для осуществления IPO;
    • привлечение прочих профильных консультантов (аудиторов, юридических консультантов, PR-агентств и пр.);
  • выбор оптимальной структуры и основных параметров размещения:
    • выбор благоприятного временного интервала для проведения IPO;
    • общий размер предложения акций;
    • объем средств, привлекаемых компанией, и объем средств, привлекаемых существующими акционерами;
    • наличие и размер розничного транша;
    • временнóе ограничение на предложение акций после IPO;
    • возможность предложения акций американским инвесторам по правилу 144A;
    • применение механизма стабилизации цены акции;
  • организация размещения:
    • эффективная ежедневная работа наряду с привлеченными консультантами по подготовке документации;
    • получение необходимых одобрений от регуляторов;
    • прохождение процедуры листинга на Московской Бирже;
    • презентация инвестиционной истории широкому кругу инвесторов;
    • аналитическая и торговая поддержка акций после IPO.

Для правильной организации процесса подготовки к IPO желательна консультация с независимыми финансовыми консультантами и Московской Биржей.

Глава 3. Оптимальная структура IPO

Выбор оптимальной структуры предложения является одним из ключевых факторов успешности IPO, однако структура может быть пересмотрена во время активной фазы подготовки исходя из обратной связи с инвесторами и изменения ситуации на фондовом рынке. Например, при получении соответствующей информации объем предложения может быть увеличен или пересмотрен в сторону увеличения компонента привлекаемого капитала.

Оптимальный объем предложения зависит от ожидаемой оценки эмитента, способности рынка абсорбировать объем IPO, а также от минимально необходимой ликвидности, требуемой инвесторами. Исторически объем IPO на Московской Бирже варьировался от 3 до более чем 270 млрд руб.

Количество акций в свободном обращении является функцией объема предложения и полученной оценки компании, однако не может быть менее 10% от выпущенных акций компании, что необходимо для получения листинга на Московской Бирже. В качестве акций в свободном обращении могут считаться размещенные в результате IPO бумаги, так же как и акции во владении неконтролирующих акционеров, не подпадающих под запрет на продажу акций после IPO.

Больший объем размещения и более высокий процент акций в свободном обращении положительно влияют на ликвидность, увеличивая оборачиваемость бумаг, количество бумаг в предложении на рынке, и в конечном счете при прочих равных условиях положительно сказываются на оценке компании.

Важным аспектом в структуре размещения является соотношение средств, привлекаемых в компанию, называемых первичными акциями, и акций, продаваемых текущими акционерами, — вторичных акций. Выбор данного параметра диктуется необходимостью привлечения нового капитала в компанию и соответствует представленной стратегии развития эмитента.

Исторически большинство предложений на российском рынке содержат как первичные, так и вторичные акции. Среднее процентное соотношение для российских IPO с 2007 года составляет примерно 50/50.

Схема 4. Оптимальные периоды для проведения IPO

Глава 4. Основные участники подготовки к IPO и направления работ

Подготовка и проведение IPO — это сложный процесс, требующий слаженной работы целого ряда участников.

Менеджмент компании — главная группа участников подготовки к IPO, которая отвечает за подбор синдиката инвестиционных банков-консультантов и прочих участников, за внутренние корпоративные преобразования; представляет информацию для юридической проверки, подготовки проспекта ценных бумаг и маркетинговых материалов; управляет стратегией публичных коммуникаций и в целом является конечной инстанцией при принятии решений по проекту.

Инвестиционные банки/букраннеры осуществляют ежедневное управление проектом, выносят рекомендации по структуре сделки, проводят ежедневную координацию всего процесса подготовки IPO, включая:

  • юридическую проверку (англ. Due diligence);
  • написание проспекта и информационного меморандума;
  • подготовку маркетинговых материалов;
  • кристаллизацию инвестиционной истории;
  • оценку бизнеса компании;
  • организацию роудшоу менеджмента;
  • сбор заявок от инвесторов;
  • совещательную функцию при установлении цены размещения;
  • расчеты между инвесторами и эмитентом/акционерами.

Юридические консультанты осуществляют юридическое сопровождение и играют основную роль в юридической проверке, написании проспекта IPO и информационного меморандума, подготовке других соглашений и заключений.

Аудиторы проводят подготовку финансовой отчетности, дают рекомендации по раскрытию финансовой информации и консультируют участников процесса по вопросам аудита, а также готовят комфортные письма.

PR-агентство занимается взаимодействием со СМИ в связи с размещением и последующими мероприятиями по связям с инвесторами.

Финансовая типография организует печать и распространение информационного меморандума (в предварительной и финальной версиях).

Схема 5. График работ по подготовке к IPO

Глава 5. Процесс проведения IPO

1. Выбор оптимального периода для размещения акций

Выделяются четыре стандартных временны́х «окна» для проведения IPO, которые указаны на схеме 4.

Как правило, аудиторские заключения могут быть получены на финансовую отчетность не старше 135 дней с момента выпуска, что накладывает ограничения на доступные периоды для предложения акций. Для соответствующей финансовой отчетности период 135 дней оканчивается 12 февраля, 15 мая, 12 августа и 12 ноября.

Непосредственный выбор времени для проведения IPO зависит от сроков подготовки и представления финансовой отчетности компании, а также от выбора оптимального периода с точки зрения цикличности бизнеса и ситуации на фондовом рынке.

2. График работ по подготовке размещения

Непосредственно процесс активной фазы подготовки к IPO занимает от 5 до 7 месяцев в зависимости от предварительной подготовки эмитента, в то время как подготовительная стадия может начинаться более чем за год до предложения. Хорошо спланированная подготовка позволяет оптимизировать временныe затраты менеджмента, а также обеспечивает более полный контакт с потенциальными инвесторами.

Весь процесс проведения IPO можно условно разделить на две основные части: подготовительную стадию и публичную стадию. Разделяющей чертой является объявление о намерении сделать размещение (Intention to Float), когда информация о предстоящем размещении широко публикуется в медиа и аналитики банков-организаторов назначают встречи с инвесторами для презентации независимого аналитического мнения об эмитенте.

3. Подготовка проспекта IPO
и информационного меморандума, Due diligence

В ходе подготовительной стадии банки-организаторы совместно с юристами и эмитентом проводят Due diligence, подготовку проспекта IPO и информационного меморандума.

Для целей IPO компанией, а также ее финансовыми и юридическими консультантами готовится проспект размещения, в котором раскрывается необходимая информация о компании и описывается структура сделки в соответствии с российским законодательством. Проспект является необходимым документом для получения листинга на Бирже и регистрируется в Банке России.

При IPO на Московской Бирже для привлечения наиболее широкого круга международных инвесторов эмитенты, как правило, подготавливают также отдельный маркетинговый документ — информационный меморандум, который является для потенциальных инвесторов основным источником информации о компании перед IPO.

Процесс подготовки информационного меморандума занимает до 10–12 недель и требует вовлечения широкого представительства менеджмента компании. Подготовка меморандума входит в сферу ответственности юридических консультантов и букраннеров при непосредственной помощи менеджмента компании. Подробное описание структуры информационного меморандума.

Комплексная проверка (Due diligence) проводится с целью формированияобъективного мнения о компании и понимания всех аспектов ее деятельности. Каждый участник процесса IPO выполняет проверку соответствующей стороны: юридические консультанты проверяют юридическую чистоту бизнеса, аудиторы осуществляют финансовую проверку, в то время как букраннеры рассматривают операционную устойчивость бизнеса, а также проводят различные стресс-тесты.

Комплексная проверка компании проводится букраннерами с целью получения комфорта о наличии устойчивого операционного бизнеса эмитента и выполняется от лица потенциальных инвесторов. Для сбора информации букраннеры могут организовывать выезды на промышленные объекты или торговые площади компании, проводить интервью представителей менеджмента, поставщиков и клиентов.

4. Публичный маркетинг

Подготовка маркетинговых материалов

В рамках IPO основными маркетинговыми материалами являются:

  • отчет аналитиков;
  • презентация менеджмента для роудшоу;
  • информационный меморандум.

Маркетинговая работа начинается при презентации менеджментом детального обзора бизнеса компании независимым представителям аналитических отделов банков-организаторов (презентация аналитикам). На основании полученных сведений аналитики подготавливают независимую оценку бизнеса и анализ перспективности вложения в акции эмитента, с которыми в дальнейшем выступают перед потенциальными инвесторами.

После объявления о намерении сделать размещение начинается роудшоу аналитиков, в рамках которого происходят публикация и распространение отчета аналитиков, независимого аналитического документа.

Одним из наиболее значительных этапов продажи акций инвесторам являются встречи ключевого менеджмента компании (и, в ряде случаев, акционеров) с потенциальными инвесторами в рамках роудшоу менеджмента. роудшоу начинается после объявления ценового диапазона IPO и может продолжаться до двух недель. Личные встречи с представителями инвесторов направлены на детальную презентацию бизнеса и стратегии компании, построение доверительных отношений между ключевыми лицами в компании и ее будущими акционерами, а также на подтверждение компетенции менеджмента для достижения поставленных компанией целей.

В рамках презентационной поездки менеджмент обычно представлен генеральным и финансовым директорами и другими ключевыми представителями команды управления, проводит ряд встреч с инвесторами, на которых рассказывает инвестиционную историю компании. Параллельно с роудшоу менеджмента букраннеры проводят сбор заявок на покупку акций от инвесторов.

По завершении роудшоу эмитент совместно с акционерами при консультации банков-организаторов определяет единую цену предложения, а также распределяет акции среди всех инвесторов, подавших заявки на покупку.

С этого момента IPO считается успешно завершенным, а компания становится публичной, открывая для себя новую страницу в истории в качестве публичной компании.